[#]
Дела преподские (почему я не появлялся:-)
Sergey Chumakov(tavern,27) — All
2018-09-10 20:14:07
Вот многие заметили, что я тут появляюсь наскоком. И это не случайно :-)
Переехал в город (почти, ибо пишу эти строки в тишине деревенской ночи, иногда наезжаю в деревню), вышел на новую работу. Всё окей, есть организационные тонкости, но это всегда и в любой сфере, особенно, в образовании. Но не они поглотили моё свободное время.
Дело в том, что я решился таки начать читать курс физики по своим методическим разработкам, которые, по большей части, пока в голове конечно :-) Поясню: как человека, более-менее разбирающегося в науке и так или иначе, относящегося к академии наук, у меня возникает всё больше вопросов и к программам обучения по физике, и к учебникам.
Основные претензии какие: физика сейчас не подаётся как система знаний, а лишь как последовательное изложение тех или иных сведений без связи друг с другом. Это не только мешает созданию естественнонаучной картины мира, это вообще не позволяет связать знания в логичную систему и показать, как нужно мыслить и как нужно познавать мир. Это и учебников касается и программ.
Например, формирование научного мышления, современные стандарты ставят на четвёртое или пятое место в длинном списке целей дисциплины.
Далее, тема философии науки и отличий от лженауки нигде на достойном уровне не раскрыта.
Поэтому, я решил не рыться в поисках самой-самой крутой программы и самых-самых крутых учебников. Учитывая, что читаю лекции я талантливой молодёжи, обучающейся по специальностям "товароведение", "технологии парикмахерского искусства" и "мастер обработки цифровой информации" (эникеи и эникейщицы), не хотелось загружать им головы избытком информации, и я выбрал самые лёгкие материалы. Это, разумеется, лекции нобелевского лауреата Р.Фейнмана, которые он читал в калифорнийском технологическом, труды PhD Карло Ровелли и лекции Стивена Хольцнера из Корнельского университета.
Что в них такого хорошего, чего нет в учебниках, спросите вы? Да там всё настолько понятно, что требуется лишь немного убрать математический аппарат и адаптировать материал для вчерашних девятиклассников и девятиклассниц. Им, кстати, понравилась именно, скажем так, словесная начинка. Фейнман же, перед записью одной формулы, настолько ярко и разнообразно создаёт словесную модель явления, что после длительного рассказа, не вызывает вопрос простое утверждение: расстояние есть функция времени.
И ещё я внёс в свой курс некоторые элементы философии науки, а именно рассказываю о критериях демаркации и трудах Карла Поппера. Пока что всё заходит в одном подмосковном колледже. Удивительно, но заходит лучше одобреных и допущенных министрами, учебников :-)
Кстати, наловчился всю обязательную смысловую нагрузку лекции укладывать в десять простых предложений. С кинематикой и философией науки - прокатило. На этой неделе будут так же перерабатывать динамику.
Физика - рулез!
[#]
Re: Дела преподские (почему я не появлялся:-)
Anotheroneuser(syscall,27) — Sergey Chumakov
2018-09-10 21:44:35
> не подаётся как система знаний, а лишь как последовательное изложение тех или иных сведений без связи друг с другом.
Чувствую, как у меня с института голова осталась набита, как склад без всякой логистики. Кладовщик метался по этому складу, пытаясь что-нибудь отыскать, но всякий раз опаздывал и клал найденное на первую попавшуюся полку. А навести порядок ему никак не давали )
Теперь стараюсь это сделать, насколько позволит время жизни.
> это вообще не позволяет связать знания в логичную систему и показать, как нужно мыслить и как нужно познавать мир. Это и учебников касается и программ.
Да. И гуманитарных наук касается, конечно же, тоже.
[#]
Re: Дела преподские (почему я не появлялся:-)
Anotheroneuser(syscall,27) — Sergey Chumakov
2018-09-11 17:36:55
SC> Со взрослыми,активно отрицающим науку,тяжело.
А если, как в том анекдоте, когда задержанный ФСБ по подозрению в терроризме отказался показания давать, мотивируя тем, что русского не знает?
— Товарищ полковник, он говорит, русского не знает!
— Как, не знает?! Что б к утру знал!
...через 4 часа
— Ну как?
— Отлично, товарищ полковник. Уже спряжения проходим!