RSS
Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
[>] Re: Переезд состоялся
std.hugeping
hugeping(ping,1) — artur
2020-09-12 20:25:02


> Вопрос на счёт картинок с постов. В Гимпе рисовано?=)

Потому что я уменьшаю разрешение до 32x32 и режу количество цветов. Тогда картинка xpm смотрится нормально и в тексте сообщения. А так, это просто пиксельарт из интернетов.

[>] Re: Переезд состоялся
std.hugeping
hugeping(ping,1) — artur
2020-09-12 20:30:35


> Понял-принял. Ну тогда уж надо будет поделиться здесь своими пиксельными поделищами=)

Только просьба, не в этой эхе (std.hugeping), потому что здесь мой блог. :)

[>] Plan9 Desktop Guide
std.hugeping
hugeping(ping,1) — hugeping
2020-09-13 20:32:27


Похоже, интересная статья. Оставлю для ознакомления.

https://pspodcasting.net/dan/blog/2019/plan9_desktop.html

[>] Игра R01
std.game
hugeping(ping,1) — All
2020-09-14 10:58:13


Прошёл игру-миниатюру R01 от Andrew Lobanov, которую он написал на Паровозик.

Сама игра здесь: http://instead-games.ru/game.php?ID=349

Когда начал играть, сразу понял -- мне нравится! В этом посте, на примере этой зарисовки, я хочу поделиться некоторыми соображениями по поводу "рецепта успеха хорошей игры".

Конечно, в рецепты я не верю, но у игры Андрея есть ворох качеств, которые очень характерны для определённого типа игр, которые мне по душе.



# Музыка.

Я из тех людей, для которых музыка в игре или фильме имеет значение, чуть ли не большее, чем само произведение. В этой игре музыка просто 1 в 1 ложится так, как надо. Подобрать музыку тоже нужно уметь. Кстати, кто знает, возможно успех Кота это в большей степени заслуга трекерной музыки?

# Сказка

Да! Это сказка! Событий много, с лёгкой руки автора они сыпятся и сыпятся. Правдоподобность? Реализм? Это всё вообще не колышет. Вы ещё спросите, как летают X-wing в атмосфере с такими кабинами (фонарями, на жаргоне пилотов) и антеннами. Или почему в космосе слышны звуки. Это сказка! Как сказка и воспринимается! Очень люблю такой вот формат.

Часто меня упрекали за "картонность" персонажей в Коте. Тут тоже, персонажи выписаны кратко и картонно, что совершенно уместно в сказке. Зато мы имеем череду событий и сцен, которые не дают нам скучать.

# Плотность предметов на сцену

Часто замечаю (да и за собой тоже), как авторы злоупотребляют количеством объектов на сцене. Да, INSTEAD может и провоцирует это, но чувство меры и здравого смысла должно сдерживать автора. Когда на сцене у нас больше 3-5 ссылок-объектов или 3-4 переходов, становится сложно воспринимать игру.

Мне нравится, когда повествование "размазано" по локациям. Ходить интересно! Исследовать пространства - интересно! Это же адвенчура! И в R01 есть это чувство меры.

Может быть, конечно, причиной этого стали жёсткие сроки, но в результате - играть забавно и ненапряжно. В общем, мне кажется не надо бояться делать "пустые" локации, расширяя игру в пространстве за счёт геометрии, а не плотности предметов и высокой степени комбинаторики.

# Чего не хватает?

Моя вечная претензия - резкое обрубание в конце. Хотя, я уже привык и воспринимаю это как "авторский приём". И конкретно здесь, смотрится нормально. Но всё-таки, я люблю когда в конце игры есть повод задержаться.

Пару миниатюрных иллюстраций украсило бы игру ещё больше. Может быть как раз одна/две картинки на финальных сценах игры/титрах.

P.S. Автор, пиши ещё!

[>] Лайфхаки
std.favorites
hugeping(ping,1) — All
2020-09-15 10:21:09


Сюда планирую собирать решения каких-то технических проблем (в основном, Linux/Unix).

[>] Ненастоящая победа open source
std.hugeping
hugeping(ping,1) — All
2020-09-16 19:25:59


Сегодня кажется, что open source победил окончательно и бесповоротно. Компании вкладываются в разработку ядра Linux, браузера chrome, компиляторов clang и многих других сложных проектов.

clang разрабатывается с целью замены gcc. chrome -- браузер, который постепенно вытесняет firefox. Docker, gitlab, VS Code -- можно долго перечислять успешные проекты, которые созданы коммерческими компаниями и развиваются как проекты с открытым исходным кодом.

Когда-то я тоже радовался chromium, clang и другим новым классным проектам. Я видел, что их качество действительно лучше, что старичок GNU всё возится с ворохом устаревших технологий, тщетно пытаясь догнать уходящий поезд прогресса. Да он же просто смешон!

Но потом я стал кое-что подозревать...

Да, есть целый пласт проектов, которые сложно создать в режиме "базара". Компьютерные игры, работа с графикой, CAD, офисные приложения... Как пример можно привести Photoshop и gimp. Или программы видеомонтажа. Чтобы удовлетворять стандартам рынка, такие программы сами должны создаваться участниками этого рынка. Но... Представьте себе, что все компании обанкротились. И что останется?

Что будет делать сообщество с многомиллионным кодом Chrome? Сможет ли оно его развивать? Сможет ли самоорганизоваться в сообщество, способное переварить этого монстра, который уже переплюнул по своей сложности ядро ОС? Сможет ли оно самостоятельно осознать и поддерживать такие проекты как: Clang, QT, VS Code?

Ок, VS Code кажется проектом попроще, не так ли? Но на чём написан VSCode? Сможет ли сообщество сохранить инфраструктуру, которая нужна для функцилнирования такого "простого" на вид VSCode?

Открытый исходный код сам по себе не означает, что вы им владеете. Если никто не понимает код, или мера сложности проекта такова, что для его поддержки и развития нужна жёстко организованная корпоративная вертикаль и деньги, вы не владеете проектом.

Проект, который способен жить только с помощью вливаний денег корпораций -- противоречит духу свободы, и тип выбранной лицензии здесь второстепенный вопрос.

И здесь я снова смотрю на GNU, которая берёт на себя то, что может поднять. Да, gimp это не фотошоп. Но этот проект принадлежит нам! Да, clang, возможно современней GCC. Но GCC принадлежит нам!

Я пишу эти строки в браузере NetSurf и понимаю, что этот браузер свободен. Да, он не удовлетворяет коммерческим стандартам, но он достаточно прост, чтобы развиваться в режиме "свободного творчества".

Раньше, чтобы написать новую ОС, нужно было решить основную проблему -- поддержку оборудования. Сегодня такой краеугольной проблемой является... возможность работы современного браузера! Для проектов типа 9front http://9front.org -- это нереализуемо, если говорить о Firefox или Chrome. Но вот заставить работать NetSurf - вполне по силам одному программисту, работающему над проектом по вечерам.

И тут я задаю неудобный вопрос. А Linux-то, linux ещё наш? Или он уже стал товаром, которым торгуют корпорации?

[>] Re: Обновления ii-go (движка узла ping)
ping.local
hugeping(ping,1) — johnbrown
2020-09-19 22:40:18


> Может стоит сделать редирект с syscall на https?

Я хочу, чтобы узел был доступен и через http. Хотя, наверное, можно сделать редирект только для syscall и не делать для http://hugeping.tk Но, кажется, это только все запутает.

[>] Re: Вернуться в детство с PICO-8
std.hugeping
hugeping(ping,1) — johnbrown
2020-09-20 13:39:58


Про bitsy знаю, иногда смотрю игры на нём. Правда это уже скорее специализированный движок. Да и только в вебе работающий.

Ещё есть такое понятие "flat games". Тоже любопытное явление. Можно на itch поискать. Артхаус как он есть.:)

[>] Re: UTF8 строки в Instead
std.prog
hugeping(ping,1) — Frost
2020-09-21 19:03:05


> Приветствую, друзья. Подскажите пожалуйста как можно работать с кириллицей в Instead. Я имею ввиду функции len; sub и другие, работающие с однобайтовой кодировкой символов.

Привет!

На самом деле, в метапарсере есть такой код. Он написан на Lua. Но, в последней версии INSTEAD есть и C реализация, которая помогает этому Lua коду.

Наверное, проще всего посмотреть как это сделано в МП. Даю наводку: https://github.com/instead-hub/metaparser/blob/master/parser/mp.lua#L87

Функция, которая из строки делает массив литер.

Рядом есть более примитивные функции: utf_len, utf_char, utf_ff и utf_bb.

А вот как определяется, какую из реализаций брать -- на Lua или на C. Чтобы работало и со старым и с новым INSTEAD:

utf = {
    bb = std.rawget(_G, 'utf8_prev') or utf_bb;
    ff = std.rawget(_G, 'utf8_next') or utf_ff;
    len = std.rawget(_G, 'utf8_len') or utf_len;
    char = std.rawget(_G, 'utf8_char') or utf_char;
};

Прототипы функций если надо я могу вспомнить, но наверное есть смысл сначала посмотреть код, может быть там и так всё будет понятно. Навскидку:

utf_len, очевидно, возвращает число литер;
utf_char(строка, номер) - возвращает литеру по позиции;
utf_ff(строка, смещение) - возвращает смещение следующей литеры;
utf_bb(строка, смещение конца) - возвращает смещение предыдущей литеры;

[>] Re: Unicode строки в Instead
std.prog
hugeping(ping,1) — Frost
2020-09-22 13:34:27


> Спасибо. Я благодарен за уделенное внимание моему вопросу. Однако на текущем этапе мне сложно разбираться в коде метапарсера.

Так там были готовые функции. Просто скопировать в свою игру.

local function utf_ff(b, pos)
	if type(b) ~= 'string' or b:len() == 0 then
		return 0
	end
	local utf8 = (std.game.codepage == 'UTF-8' or std.game.codepage == 'utf-8')
	if not utf8 then return 1 end
	local i = pos or 1
	local l = 0
	if b:byte(i) < 0x80 then
		return 1
	end
	i = i + 1
	l = l + 1
	while b:byte(i) and b:byte(i) >= 0x80 and b:byte(i) <= 0xbf do
		i = i + 1
		l = l + 1
		if i > b:len() then
			break
		end
	end
	return l
end

local function utf_chars(b)
	local i = 1
	local s
	local res = {}
	local ff = std.rawget(_G, 'utf8_next') or utf_ff
	while i <= b:len() do
		s = i
		i = i + ff(b, i)
		table.insert(res,  b:sub(s, i - 1))
	end
	return res
end

Вот это реализация utf_chars, которая сделает массив с литерами из строки:

local a = utf_chars("привет")

Мне просто неизвестно, какие функции нужны.

> Вытекающий вопрос: можно ли перевести Instead на работу с LUA версии 5.3, в которой есть встроенная поддержка Юникода?

ИНСТЕД и так работает (может быть собран) с Lua от 5.1 до 5.4. Но если нужно, чтобы игра работала на всех видах установок (не только на собственной версии), нужно пользоваться 5.1. В основном это связано с тем, что бинарные сборки используют LuaJit, который 5.1 (с расширениями).

[>] Re: Unicode строки в Instead
std.prog
hugeping(ping,1) — Frost
2020-09-22 14:36:39


> выяснилось, что std.game приводит к ошибке. Мне пришлось удалить фрагмент

Файл с игрой называется main3.lua или main.lua? Нужно, чтобы было main3.lua -- это новое INSTEAD API, старое API больше не поддерживается.

> Файл с кодом игры ведь обязан быть в кодировке UTF-8 (разве не так?). Зачем тогда эта проверка?

Формально, не обязан. Дело в том, что до сих пор есть поддержка разных кодировок, но по факту -- никто кроме utf-8 ничего не использует. И это хорошо.

[>] Re: Unicode строки в Instead
std.prog
hugeping(ping,1) — Frost
2020-09-22 15:00:55


> print(std.game.codepage)

Конечно, так не сработает, в этот момент game ещё нет. Но в моём коде std.game проверяется внутри функции, запуск которой предполагается в момент, когда игра уже запущена. Например, в start() и позже...

[>] Re: Вернуться в детство с PICO-8
std.hugeping
hugeping(ping,1) — johnbrown
2020-09-22 16:04:26


> Спасибо за АА. Эта штука украла 2 часа моей жизни. Но, это были приятные два часы, полные взлетов и падений )

Тогда вторую мою игру зацени: https://instead.itch.io/rr

> Недавно открыл для себя фэнтези консоли. Пока присматриваюсь к TIC и ESP LGE. Битси уже в деле )

Круто! TIC тоже смотрел. Решил чередовать: INSTEAD->PICO8->INSTEAD... ;)

[>] Re: Вернуться в детство с PICO-8
std.hugeping
hugeping(ping,1) — boscholeg
2020-09-23 10:06:42


> Сейчас очередь за чем? Будет пико или инстед игрушка?

Хочется написать на метапарсере.

[>] Синдром IT-вахтёрства
std.hugeping
hugeping(ping,1) — All
2020-10-06 09:53:41


Не смотря на то (а может быть, именно поэтому), что я занимаюсь IT, у меня давно сформировался подсознательный страх к IT-вахтёрству. Что я имею в виду? Поясню на примере из жизни.

При переходе в другую школу у моего сына пропал доступ к ЭЖД (электронный дневник школьника). Причём можно было зайти в ЭЖД от родителя и видеть оценки и ДЗ сына, но вот аккаунтом сына зайти не удавалось. При этом происходило странное - авторизация вроде бы проходила, но уже после входа система выбрасывала на главную страницу.

Я создал заявку на решение проблемы и стал ждать. Кстати, в школе, похоже, считали, что мы просто не умеем создать аккаунт школьника или ленивые. Время шло, а ситуация нагнеталась, так как сын не мог делать Д3. Тогда я вооружился отладчиком FF и начал изучать API ЭЖД...

За вечер удалось выяснить следующее:

- Авторизация по токену проходит;
- После авторизации сервер возвращает _список_ профилей. Профиль - это описание учебного заведения и другие атрибуты. При этом профили привязываются к одному пользователю (uid);
- Возвращается список из 2-х профилей: 1-й -- старая школа, 2-й -- новая.
- Клиент пытается зайти в 1-й профиль и получает "отбой" (профиль неактивный?) в виде ошибки, которая проявляется как перенаправление на главную страницу.

Почти сразу, как я это понял, удалось заменить в cookies идентификатор профиля и мы зашли в дневник! Но работало не всё: новая версия дневника показывала пустоту.

Я снова обратился в поддержку, описал ситуацию, продиктовал номера профилей. Со мной обещали связаться.

И тогда, на следующее утро наступил второй этап.

Я подумал, что если я смогу заменить ответ сервера на свой, исключив старый профиль, то добьюсь стабильной работы ЭЖД в любых режимах.

Самое сложное -- подменить ответ. Удивительно, но ни FF ни Chrome не предоставляют простых (или вообще никаких?) путей сделать такое. Поэтому воспользовался таким вот проектом: https://mitmproxy.org/

В нём есть режим, замена ответа с помощью регулярки. А дальше, дело техники. Положил в систему корневой сертификат, настроил в FF auto proxy (чтобы работал только на dnevnik.mos.ru) и... Работает как часы. ;)

Итак, мы пользовались дневником, а время всё шло. Меня беспокоил такой момент, что в случае обновления ПО дневника, всё придётся делать заново. Возможно, логику профиля перенесут в серверную часть и тогда...

И тут приходит ответ на заявку. Та-дааам!

> "Для восстановления доступа к дневнику нужно сменить пароль..." !!!!???

Конечно же, я пытался менять пароль. Но проблема не в этом! Я же описал, что именно происходит? Похоже, вахтёр, закрывший ошибку _даже не прочитал_ репорт!

Позвонил снова, в этот раз уже откровенно орал. Объяснил снова ещё раз, попросил переоткрыть и повысить приоритет задачи. Через 3 дня пришёл ответ, что всё -- исправили!

Действительно, в выдаче теперь приходит только один профиль - новый. Правильное ли это решение? Не уверен, потому что в системе явно предусмотрено сосуществование нескольких профилей. Похоже сделали то, что было проще и быстрее.

Так вот, в момент первой "отписки" я в полной мере почувствовал силу IT-вахтёрства.

Ты беспомощен перед системой. Всё, что ты можешь - писать запросы. И ждать, ждать, ждать... Надеясь на добрую волю обезличенного человека из тех-поддержки.

Что было бы, если на моём месте была бы мать-одиночка с гуманитарным образованием? А ведь наверняка моя ситуация не единственная. Всё больше услуг невозможно получить без IT. И это пугает! Пугает меня, IT-шника!

Я уже молчу про то, что самые важные ресурсы: сайты госуслуг и банки -- перегружены js так, что он уже просто вытекает из щелей разметки.

По моему твёрдому убеждению, все подобные ресурсы должны работать на простых "дубовых" технологиях. Но... Мы заслужили то, что заслужили. Красота бесценна. Но то, что невозможно продать -- этому миру не нужно.

[>] Plan 9: экстремальный KISS #1
std.hugeping
hugeping(ping,1) — All
2020-10-10 16:02:21


# Введение

Про операционную систему Plan 9 я слышал не раз. Но всё это время, мой интерес не переходил в активную фазу, ограничиваясь пассивным любопытством и чтением статей. Так продолжалось до настоящего момента, пока я всё-таки не попался в сети проекта http://9front.org

Я не буду здесь писать энциклопедическую информацию о Plan 9. Но если совсем кратко, то создатели Unix в лице Bell Labs (среди сотрудников которой числятся Кен Томпсон, Деннис Ритчи, Роб Пайк) однажды взяли и решили сделать _правильную_ ОС, без оглядки на проклятый Legacy Unix, в том числе и POSIX. Доведя идею "всё есть файл" до абсолюта и стерев грань между локальными и удалёнными файловыми системами. В качестве примера: tcp/ip это тоже файловая система. Поэтому, если мы подключим к себе удалённую ФС /net, получится что-то вроде NAT. Вот так просто и естественно. В общем, получилась бескомпромиссная, распределённая и при этом крайне простая и красивая ОС. Которая (с некоторыми оговорками) оказалась ненужной. Потому что существующие решения просто работают, и миру этого достаточно...

Но ребята из проекта http://9front.org форкнули Plan 9 и начали делать патчи, которые в том числе помогают Plan 9 работать на современном оборудовании. Итак, 9front можно сказать, это Plan 9, который лучше всего годится для того, чтобы поставить его на железо.

http://hugeping.tk/lib/uploads/mothra.png

На данный момент у меня есть работающий 9front на eeepc 1000px в котором можно даже что-то делать. До этого, я около полугода запускал 9front в qemu и читал различную информацию. И, честно говоря, мало что понимал. Я гробил файловые системы, не мог отредактировать файл и вообще... Не понимал ничего. В общем, я решил начать цикл статей о Plan 9, в которых я буду рассказывать о своём субъективном опыте. Конечно, я не знаток этой ОС, поэтому если кто-то может -- поправляйте меня в комментариях.

# Первые шаги

Итак, начнём.

Я начинал знакомство с ОС с чтения руководства dash с http://9front.org Руководство написано с юмором, с его помощью вы можете попробовать поставить 9front в qemu или на реальное железо (чего я бы пока не делал).

И вот, мы ставим ОС, отвечая на странные вопросы инсталлятора, стартуем... Иии... Что это?

Забудьте про всё, что вы знали. Здесь другой мир. Он прекрасен, но чтобы это понять, вам придётся пойти по пути аскетики и самоотречения. :) Шучу (почти). Для работы с Plan 9 нужна графика и мышь. Без этого -- просто никак. Это может быть ударом для вас. Поверьте, я сам пользуюсь emacs и помню кучу клавиатурных комбинаций. Здесь вам это не понадобится. Пройдёт немало времени, пока вы не привыкните к такому положению вещей и не начнёте получать от этого своеобразное удовольствие (ясность сознания). :)

На ноуте, в принципе, можно обойтись тачпадом. Короче, нужны три кнопки мыши. С случае тачпада это может быть тап 1, 2 или 3-мя пальцами. Или (в случае физических кнопок): 1я, 2я и 2я кнопка вместе с shift.

После загрузки вы увидите нечто, напоминающее терминал. Не спешите радоваться! Это не терминал, к которому вы привыкли. Ладно, наберите ls нажмите ввод. Ну, хоть что-то известное! Правда, вывод какой-то совсем уж аскетичный...

В общем, в этом окне (новые окна вы можете создавать нажав 2ю кнопку мыши и выбрав в меню New) вы можете что-то запускать. Если вы запускаете графическую программу, то её содержимое заменит собой содержимое окна. Это не то, к чему вы привыкли, но это удобно. Чем-то напоминает тайловые оконные менеджеры, когда вы заранее создаёте фреймы. Но пока просто наберите man rio и почитайте, как работать в этом странном "оконном менеджере".

Окно не скроллируется по умолчанию на новый вывод. Вы можете изменить это поведение нажав 3-ю кнопку мыши и выбрав scroll. То, что окно не скроллируется, минимизирует необходимось использования пейджера. Вы просто скроллите кнопками вверх/вниз. Хотя, пейджер всё-таки есть и называется 'p'.

Про историю команд -- забудьте. Клавиши вверх/вниз всегда скроллят окно. Перемещаться по тексту и по истории ими нельзя.

Текст в окне - это просто текст. Вы можете менять его, копировать и вставлять. Таким образом, можно воспринимать его как историю команд. Выбираете мышкой и делаете send. Команда выполнится.

Некоторые хоткеи всё-таки есть, и они -- на вес золота:

- C-a, C-e -- в начало и в конец строки;
- C-u -- стереть всё слева от курсора;
- C-f -- автодополнение путей в файловой системе (tab -- забудьте);
- C-b -- прыжок к приглашению;
- del - аналог C-c в Unix.

Ещё нюанс. Допустим, вы написали:

ls /usrr/glenda

Заметили, что опечатались. Вернулись курсором к r и стёрли его, нажали ввод.

Упс!

ls /usr
/glenda

При выполнении команд, курсор должен находиться в конце ввода! А так, выполнилась команда ls /usr. Используйте C-e.

К этому нужно привыкнуть и это непросто. Все рефлексы заточены на другое. В современных Linux командная строка обвешена дополнениями и клавиатурными сокращениями, но здесь всё не так. Что взамен? Простота! Нет никакого терминала, есть просто поток текста. И всё. Черные буквы на светлом фоне. Всё есть текст.

# Ещё несколько советов

- Используйте lc вместо ls. Вывод lc информативней. Например, после имён каталогов ставится /;

- Копирование в буфер обмена здесь называется snarf;

- Домашний каталог это $home или /usr/glenda в установке по умолчанию;

- Когда вы пишете что-то вроде grep, не надо заключать строки в "". Тогда в ввод эти кавычки и уйдут. Тут вам не bash, тут rc. У него совсем другие (более простые) правила эскейпинга. Можете использовать одинарные кавычки, если нужно. Например: g 'Kcaps' /sys/include/*. Да, g -- это рекурсивный grep;

- Некоторые утилиты расположены в подкаталогах. Например, ip/ping. Что это значит? Что выполняемый файл лежит в /bin/ip/ping;

- Посмотреть свой ip адрес: cat /net/ndb;

- Используйте walk | grep как аналог find;

- Скачать что-то (man hget);

- Смотреть pdf или картинки (man page);

- Браузеры: mothra, abaco (довольно падучий), можно собрать netsurf. Об этом будет другая статья;

- Для переключения раскладки можно запустить: kbmap /sys/lib/kbmap/us /sys/lib/kbmap/ru и переключать мышкой. Чтобы сделать переключение с клавиатуры, можно немного поменять rio, об этом -- в другой раз;

- Копировать каталоги здесь можно с помощью dircp, cp -R -- нет;

- fshalt -r -- перезагрузка;

- fshalt -- выключение;

- В домашнем каталоге есть bin/rc каталог. Здесь можете писать свои скрипты и они будут доступны для запуска. На самом деле, реализовано это за счёт bind. Сейчас поясню...

# Bind

В домашнем каталоге, lib/profile есть файл - который можно назвать аналогом .profile. Сделайте его cat и посмотрите. Видите?

bind -a $home/bin/rc /bin

bind позволяет делать объединение файловых систем. -a -- добавить файловую систему после. В данном случае, мы добавили bin/rc в пространство /bin. Короче, все наши скрипты из bin/rc видны в /bin. (man bind)

Следующая строка, заметьте, использует $cputype. Дело в том, что кросскомпиляция есть из коробки, и есть разные компиляторы (man 6c). И разные каталоги для бинарников для разных архитектур.

Интересно ещё вот что, если вы что-то забиндите в окне rio, а потом запустите другое окно -- не удивляйтесь, что там этого не будет. Пространство файловой системы наследуется процессами. Поэтому в новом окне будет пространство rio. То-есть, каждый процесс может настраивать свое файловое пространство как угодно.

Поэтому в profile стартует webfs (это реалиазция http протоколов в виде файловой системы -- ну потому что здесь _всё_ реализовано в виде файловой системы) -- тогда все процессы из rio (который тоже стартует из profile) смогут работать с вебом.

То, что пространство ФС персональное для каждого процесса имеет интересный практический плюс. Например, смонтировали вы флешку, чтобы отмонтировать её -- вам достаточно прибить окно. Ну или все окна, в которых вы её смонтировали. Хотя команда unmount тоже есть (обратите внимание, не umount, а unmount).

Из profile стартует графическая система rio с флагом -i riostart.

# riostart

Делаем cat /bin/riostart.

Это вот и есть стартовый скрипт rio. Можете кастомизировать под себя. Например, запустив kbmap с нужными параметрами (переключалка раскладки клавиатуры). Упс... Мы ещё не умеем редактировать файлы.

# Редактируем временную зону в acme

Давайте начнём учиться редактировать с того, что выставим нормальную временную зону. Дело в том, что в 9front нет Российских временных зон из коробки. Но это не беда. Ведь всё есть файл!

Пишем:

acme /adm/timezone/local

Открылся редактор acme. В нём -- ваша текущая временная зона. На самом деле acme это не только редактор, это среда. Что-то вроде emacs в Plan 9. Детище Роба Пайка, который, наверняка, писал golang именно в нём. Но только это KISS emacs. :) Я не способен сейчас научить вас работать в acme (тем более, что я сам только учусь), но кратко опишу его принципы.

В acme мы имеем что-то вроде тайлового оконного менеджера. Можем создавать столбцы (3-кнопка на Newcol) и делить их на части (3-кнопка на New).

В acme тоже "всё есть текст". Это значит, что вы можете редактировать зону меню так же, как и текст. Пока не делайте этого, просто не пугайтесь если вдруг сотрёте кнопку Newcol. Просто напишите её там, где вам удобно. :)

Например, добавьте в зоне меню команду win. Просто текст win. 3-кнопкой нажмите на win и запустите "терминальное" окно внутри acme. Другие полезные команды смотрите в man acme. Вы можете писать скрипты, которые будут командами. Скрипты могут выводить текст и потреблять текст из редакторы. Таким образом, можно сделать, например, команду indent параграфа. Кроме того, acme поддерживает файловую систему (да-да, как и всё тут!), с помощью которой можно управлять редактором. Так что в acme можно читать почту и делать что-то ещё, что вам понадобится, просто дописывая нужную вам функциональность.

Поиск делается дописыванием текста после меню | Look, выделением этого текста и 3-кнопка. Так же можно просто выделять текст и жать 2-кнопку.

Открыть файл по номеру строки: добавьте к имени файла в меню :число, выберете всё это и нажмите 2-кнопку.

Режим авто-отступа есть. Он включается Indent on (да, да - допишите это в меню и выполните).

Итак, у вас открыт редактор на файле local. Надо стереть содержимое файла. Стрелочки? СТРЕЛОЧКИ СКРОЛЛЯТ ТЕКСТ! shift-стрелочки? Нет! Выделяем текст мышкой и нажимаем backspace!

Да, настал момент суровой правды. Вы не можете перемещаться по строкам с помощью стрелок курсора даже в текстовом редакторе! Так что или бегите (пока можете), или -- продолжим.

На самом деле, это жутко раздражает по началу. Но потом, я стал замечать за собой некоторую дисциплину. Всё не так плохо, сознание разгружается. Просто редактируем текст по правилам этого мира. Сейчас, по прошествии времени, я даже нахожу в этом какое-то удовольствие и отдушину (после emacs).

Да! Подсветки синтаксиса нет. Робу не нравится смотреть на код, как на новогоднюю ёлку.

Итак, вернёмся к временной зоне. Для московского времени я оставил одну строку:

MSK 10800 MSK 10800

Это временная зона GMT+3 (в секундах). Зимнее и летнее время.

Сохраняем файл. Ах, да... 3-я кнопка мыши по Put. Если Put пропал - вы сохранили файл. Выйдете из редактора самостоятельно.

Но это ещё не всё! Если у вас в BIOS время настроено в UTC, то надо сделать следующее:

acme /rc/bin/termrc.local

Впишите строку:

TIMESYNCARGS=(-ra1000000)

И сохраните. Ну или вы могли бы убрать параметр L из TIMESYNCARGS в файле /bin/termrc в самом начале, но это хуже. /bin/termrc запускает termrc.local.

/bin/termrc - это скрипт, который стартует вашу терминальную станцию.

# Немного об архитектуре

То, что вы поставили себе в qemu (или на ноутбук?), в терминах Plan 9 называется терминальной станцией. Дело в том, что Plan 9 это сетевая система, где предусмотрены разные типы станций: терминал, файловый сервер, cpu-сервер итд. Границы между ними стёрты с помощью сетевой файловой системы 9p. Теорию почитайте тут: http://doc.cat-v.org/plan_9/4th_edition/papers/ А в 9front вы получаете как бы всё в одном: терминальная станция, файловый сервер и т.д. Но в теории, это всё можно настроить на отдельных машинах. И именно так Plan-9 использовалась в Bell-Labs.

# Файловая система

По умолчанию предлагается использовать CWFS.

"Файловая система" тут тоже реализована как служба-процесс. К которому можно подсоединиться и что-то сделать. Например, подключение к консоли:

con -C /srv/cwfs.ctl
help

Можете проверить fscache командой check.

CWFS это на самом деле интересная файловая система. Точнее -- файловый сервер. Он состоит как бы из двух областей. Есть fscache - в котором и идёт постоянная работа. И есть fsworm (Write Once Read Many) - это место куда архивируются данные и никогда не стираются. То-есть, когда-то ночью грязные блоки fscache сбрасываются в fsworm. Потом снова работаем с fscache. Сброс грязных блоков - это команда dump. Вы можете выполнять её руками через консоль: con -C /srv/cwfs.ctl, тем самым вы освобождаете место в кеше!

fsworm позволяет посмотреть любой слепок из тех, когда были сделаны dump. Смонтировать их можно так:

9fs dump

> Не выключайте питание во время дампа!

По началу я никак не мог понять, почему у меня кончается место на диске! Оказывается, забивался сравнительно небольшой fscache. Надо было бы сдампить его в fsworm. Конечно, cwfs на нетбуке это немного странно. :) Что я буду делать, когда забью fsworm? Вероятно, пересоздам его заново, скопировав последнее состояние в fscache?

# Редактирование plan9.ini

После первой установки, скорее всего вам понадобится поменять что-то в параметрах загрузчика. (man plan9.ini) Например, выставить более комфортное разрешение vesa. Включить acpi, поменять тип мыши и др.

Для этого надо подмонтировать специальный fat раздел:

9fs 9fat
acme /n/9fat/plan9.ini

Помните? Открывайте редактор из этого же окна. В другом окне файловая система не будет подмонтирована. По началу это сбивает с толку.

На этом же разделе, кстати, находится ядро. Но о компиляции ядра мы поговорим в другой раз.

# Доступ к файловой системе по сети из Linux

acme $home/bin/rc/export
Содержимое файла:
#!/bin/rc
aux/listen1 -t 'tcp!*!564' /bin/exportfs -r /

Запустите скрипт в окне и монтируйте с Linux:

9pfuse <адрес>:564 <точка монтирования>

Исходники системы находятся в /sys/src/ :)

# Заключение

К сожалению, вводная статья получилась сумбурной. Очень много информации и всё очень связано: начинаешь что-то писать, сразу понимаешь, что надо рассказать сначала о другом компоненте. Берёшь другое -- снова та же история.

Погружение в Plan 9 для меня было непростым процессом, и я сам ещё нахожусь в самом начале пути. Но в следующих статьях я попробую писать более конкретно, сосредоточившись на конкретных практических задачах.

Примерный план статей такой:

- Собираем netsurf и irc (git, hg, порты, golang);
- Изменяем исходные коды системы (смена раскладки клавиатуры);
- Музыка (и видео???);
- Мои патчи: ethernet alc, ethernet athn, acpi, vgadb;
- Сравнение исходного кода ядер: openbsd, Linux, plan9.

Если что, пишите свои предложения/вопросы.



P.S. Edited: 2020-10-11 10:28:47

[>] Читшит с функциями INSTEAD
std.prog
hugeping(ping,1) — All
2020-10-11 21:10:23


Lucky_Ook некоторое время назад запилил читшиты с функциями INSTEAD. Чтобы не потерять, оставлю здесь: https://github.com/luckyuk/Instead-cheatsheet
P.S. Edited: 2020-10-11 21:10:56

[>] Re: тест меня видо
ping.local
hugeping(ping,1) — oldpc
2020-10-16 16:22:05


> Пишу из Dillo из Debian Etch. Сайт вполне неплохо смотрится и в Dillo :)

Да он и из eww норм смотрится. И даже из Plan9. :)

[>] Re: тест меня видо
ping.local
hugeping(ping,1) — oldpc
2020-10-16 16:42:38


> в новом дилло он вообще по-современному смотрится, такой дизайн я и хочу себе на сайт

Бери ii-go :) Стилями и выкидыванием кода можно довести до идеала.

[>] Re: Обновления ii-go (движка узла ping)
ping.local
hugeping(ping,1) — hugeping
2020-10-18 10:28:39


Добавил подсветку

# Заголовок

## Заголовок 2

### Заголовок 3

И другой способ:

= Заголовок

== Заголовок 2

=== Заголовок 3

Тело сообщения не меняется, изменение только в css.

[>] Re: Краткая информация по этому узлу
ping.local
hugeping(ping,1) — oldpc
2020-10-18 12:25:17


Выбери эху, потом вверху в шапке нажми на её название. Это будет эха в виде ленты, а не тем. И тут уже будет в шапке RSS ссылка.

Ещё если на главной нажать на время сообщения, то сразу попадаешь в режим ленты.

[>] Plan 9: экстремальный KISS #2
std.hugeping
hugeping(ping,1) — All
2020-10-21 10:07:36


Постепенно осваиваюсь в 9front. Стало понятно, что кое-где есть неточности в предыдущей статье. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает! Так что продолжу свой цикл статей про жизнь в форке Plan 9 -- 9front.

http://hugeping.tk/lib/uploads/acme-mail.png

# Простота кода

Мне не повезло. На eeepc 1000px не работал ни wifi ни ethernet. Поэтому мне пришлось портировать драйверы alc и athn с OpenBSD. В случае athn, для скорости, я перенёс только код для своей карты AR2427. Все наработки по Plan9 я выкладываю сюда: https://github.com/gl00my/plan9hacks

Я понимаю, что этот путь доступен не для всех, но хочу отдельно заострить внимание на простоте кода Plan9. Там, где в Linux/OpenBSD написано 10 строк, в Plan9 будет одна.

OpenBSD:
	/*
	 * Create DMA stuffs for TX ring
	 */
	error = bus_dmamap_create(sc->sc_dmat, ALC_TX_RING_SZ, 1,
	    ALC_TX_RING_SZ, 0, BUS_DMA_NOWAIT, &sc->alc_cdata.alc_tx_ring_map);
	if (error)
		return (ENOBUFS);

	/* Allocate DMA'able memory for TX ring */
	error = bus_dmamem_alloc(sc->sc_dmat, ALC_TX_RING_SZ,
	    ETHER_ALIGN, 0, &sc->alc_rdata.alc_tx_ring_seg, 1,
	    &nsegs, BUS_DMA_NOWAIT | BUS_DMA_ZERO);
	if (error) {
		printf("%s: could not allocate DMA'able memory for Tx ring.\n",
		    sc->sc_dev.dv_xname);
		return error;
	}

	error = bus_dmamem_map(sc->sc_dmat, &sc->alc_rdata.alc_tx_ring_seg,
	    nsegs, ALC_TX_RING_SZ, (caddr_t *)&sc->alc_rdata.alc_tx_ring,
	    BUS_DMA_NOWAIT);
	if (error)
		return (ENOBUFS);

Linux:
	alx->descmem.virt = dma_zalloc_coherent(&alx->hw.pdev->dev,
						alx->descmem.size,
						&alx->descmem.dma,
						GFP_KERNEL);

9front:
        ctlr->tx_ring = mallocalign(sizeof(TxDesc) * DSCN, 8, 0, 0);

А вот ещё один очень наглядный пример из ACPI.

Linux:
	args[0] =
	    acpi_ut_create_integer_object((u64)region_obj->region.space_id);
	if (!args[0]) {
		status = AE_NO_MEMORY;
		goto cleanup1;
	}

	args[1] = acpi_ut_create_integer_object((u64)function);
	if (!args[1]) {
		status = AE_NO_MEMORY;
		goto cleanup2;
	}

	args[2] = NULL;		/* Terminate list */

	/* Execute the method, no return value */

	ACPI_DEBUG_EXEC(acpi_ut_display_init_pathname
			(ACPI_TYPE_METHOD, info->prefix_node, NULL));

	status = acpi_ns_evaluate(info);
	acpi_ut_remove_reference(args[1]);

9front:
	p = amlwalk(dot, "^_REG");
	if (p != nil) {
		amleval(p, "ii", 0x3, 1, nil);
	}
Это не шутка, это эквивалентный код. Код из 9front это мой код, который внесён в 9front, который я писал изучая аналогичный код Linux.

Конечно, с одной стороны можно сказать, что это следствие примитивности, но не только. Весь код системы следует этой идее -- не усложнять!

Немного отвлекаясь, хочу рассказать, что похожие эмоции я испытал, когда смотрел код утилиты cat одной из ранних версий Unix. Исходный код делал именно то, что и должна делать утилита cat. Не больше и не меньше. Сегодня же, можно посмотреть на https://www.gnu.org/software/hello/ чтобы убедиться, насколько технологии переусложнены. Кто-то скажет, что это неизбежно. У нас появились локали, gettext, разные варианты системных вызовов и так далее... Всё это, конечно, так. Но... Как программисту, мне хочется спросить -- адекватна ли цена? В общем, архитектурная простота Plan9 сквозит во всём. Plan9 -- не продукт.

Итак, если вы программист (на C) -- проблем с доработками кода не будет. Кодовая база небольшая, доступна в /sys/src из коробки и очень быстро собирается/обновляется по mercurial даже на eeepc. C компилятор (вернее, даже серия компиляторов для разных архитектур) в Plan9 очень быстрый! Я так понимаю, написан он Кен Томпсоном. Система mk (аналог make) -- тоже очень быстрая и лаконичная. Ну, давайте что-нибудь соберём?

# Выход в сеть

Если у вас qemu установка, то сеть скорее всего просто работает. Попробуйте:

cat /net/ndb
ip/ping ya.ru

Я поднимаю wifi руками, скриптом. Мне так удобнее. Делается это очень просто:

bind -a '#l1' /net # l1 это моя wifi карта, cat /dev/kmesg
aux/wpa -s ACCESS_POINT -p /net/ether1 # ether1 моя wifi карта
ip/ipconfig ether /net/ether1 # dhcp

Как посмотреть доступные точки доступа?

cat /dev/ether1/ifstats

На самом деле bind '#l1' я делаю в lib/profile, до старта rio. Помните? У каждого процесса своё дерево файловой системы. А так, все процессы в rio будут наследовать его и /dev/ether1 станет доступным везде.

Дальше, разберётесь. :)

# git/mercurial

В 9front уже входит mercural. Давайте воспользуемся им, чтобы забрать проект 9front ports, там есть много чего полезного. Открываем окно rio. (Или запускаем win в acme).

cd /sys/
hg clone http://code.9front.org/hg/ports
cd 9ports/dev-vcs/git9
mk install

Теперь у нас есть git! На самом деле, есть второй способ сделать это, подмонтировав к себе один из сетевых ресурсов по 9p, например 9front.

9fs 9front
cd /n/extra
lc

Здесь вы найдёте git9.tgz, который можно распаковать и собрать. Для тренировки (и пользы!) предлагаю собрать irc7.tgz из extra. Скопировать себе в $home, распаковать, собрать (mk install) и зайти на канал #instead сервера irc.freenode.net.

Реализация git своя. Конечно, в виде файловой системы. :) Давайте заберём какой-нибудь проект по git. Я предлагаю попробовать собрать браузер netsutf.

cd
mkdir Devel
cd Devel
git/clone https://github.com/netsurf-plan9/nsport
git/clone -- это не опечатка! lc /bin/git/ да...

Ох, чуть не забыл. Все пароли (от ssh, http, wpa, от _всего_) хранит специальная служба factotum! Вы можете добавлять в неё свои пароли/ключи при запуске, чтобы не вводить пароли руками. Я делаю это через скрипт из lib/profile, который читает файлик и добавляет пароли в factotum. Это небезопасно, т.к. мой файлик -- открытый. Для безопасного способа смотрим man secstore.

Пример добавления пароля github:
echo 'key proto=pass realm=GitHub server=github.com service=http user=gl00my !password=password' > /mnt/factotum/ctl

Для сборки netsurf нужно следовать инструкциям: https://github.com/netsurf-plan9/nsport

Но, не буду разжёвывать и лишать вас радости исследования. :)

В портах вы найдёте golang свежей версии. Полезная в быту вещь.

// На данный момент, кстати, он собирается только если закомментировать строку CLEANCOMMAND в mkfile.

На eeepc мне удалось собрать только go14 (мало памяти), но в qemu установке собрал современную версию. Так что можно собирать софт для eeepc в qemu.

# Браузеры

"Современных" браузеров в 9front нет. Для многих "пользователей" это невыносимая потеря. А для меня это делает 9front настоящей отдушиной. В этой системе нет окна в зашлакованный современный веб! По-моему, это даже здорово.

Если серъёзно, у меня уже был опыт использования урезанных браузеров, так что был подготовлен. Для государственных сайтов и банков придётся использовать другие ОС или запускать в виртуалке (man vmx) OpenBSD. На eeepc я этого не делал. Ну, конечно, можно ещё по vnc ходить куда-то...

Итак, браузеры которые я пробовал.

## abaco

Канонический plan9 браузер. Если честно, чисто эстетически, очень понравился! Но, увы, в 9front он падуч. И, кажется, не поддерживает png. Короче, не рекомендую.

## mothra

Сначала не понравился. Но потом, оказалось, что он удобен. И есть у него кое-какие биндинги на клавиши, что удобно. Например: a ввод - однооконный режим. m ввод - режим скачивания (режим mothra). Выглядел он страшненько в основном из-за русских символов. Но мы уже умеем патчить код:

cd /sys/src/cmd/mothra
acme rdhtml.c
# меняем шрифты, я рекомендую везде dejavusans(it,bd)/unicode.12 и .14
mk install

Мой вариант изменений лежит на https://github.com/gl00my/plan9hacks

Короче, можно пользоваться.

http://hugeping.tk/lib/uploads/opennet-mothra.png

## netsurf

Работает, только для показа картинок нужно раскомментировать jpeg/png библиотеки в mkfile/mkfile.native и добавить флаги -DWITH_PNG -DWITH_JPEG.

Рендерит странички неплохо, но нет многих удобных фич mothra. Подходит для просмотра сайтов, с которыми не справилась mothra.

[>] Re: Plan 9: экстремальный KISS #2
std.hugeping
hugeping(ping,1) — oldpc
2020-10-21 10:54:56


У меня настолько много расплодилось блогов, что я просто пишу теперь в std.hugeping и дублирую на zeronet. Если кому-то нравится, можно перепостить. Но я часто редактирую свои статьи, так что проще просто ссылку кидать на оригинал.

[>] Re: Plan 9: экстремальный KISS #1
std.hugeping
hugeping(ping,1) — btimofeev
2020-10-24 09:07:04


> Шелл конечно аскетичный, надоедает каждый раз вводить команду заново, особенно когда ФС изучаешь.

Частично помогает " и "". Это показ последней команды (а потом мышка, да) или повтор последней команды.

По началу тоже очень напрягало, сейчас попривык и делаю меньше ошибок. Ещё в acme удобно каталоги смотреть.

[>] Re: тест меня видо
ping.local
hugeping(ping,1) — oldpc
2020-10-24 18:11:20


> Посмотрю генератор, вдруг там стили интересные :)

Когда я делал "дизайн" ii-go, я заметил что хорошо идут таблицы. Как в старых-добрых 2000-х. То-есть, если у нас табличный дизайн - то и используем их, а не всякие новомодные div с float и бутстрапы. :)

[>] Re: Plan 9: экстремальный KISS #1
std.hugeping
hugeping(ping,1) — Difrex
2020-10-28 16:24:44


Difrex> Кстати, а нет ли порта bash под plan9?

Я этого не знаю, но заменять rc, в котором преодолены проблемы bash (и очень изящно) снова на bash - не имеет смысла по-моему. :)

http://doc.cat-v.org/plan_9/4th_edition/papers/rc посмотри здесь раздел Quotation, и сравни с тем же bash. Да в bash ад, просто, на фоне простоты rc!

[>] Right-to-left text support in INSTEAD!
std.english
hugeping(ping,1) — All
2020-11-01 09:53:56


Hi!

Thanks to Mehdi Sadeghi the RTL support is merged in master branch!

https://github.com/instead-hub/instead

https://user-images.githubusercontent.com/3101557/89707728-2300ac80-d971-11ea-9334-4de9f237d1f8.png

To use RTL feature you need enable WITH_HARFBUZZ CMAKE flag. SDL2_ttf should be compiled with HarfBuzz too (default off)

There is game tag added -- Direction: rtl|auto.

[>] Plan 9: экстремальный KISS #3
std.hugeping
hugeping(ping,1) — All
2020-11-11 13:25:57


Продолжаю использовать Plan9 (9front) на своём нетбуке.

# Кросскомпиляция на go

Я писал, что собрать современный go на eeepc я не смог - не хватило памяти. Сегодня, внезапно осознав, что всё может быть гораздо проще, чем мне кажется, я набрал на ноутбуке с ArchLinux:
$ GOOS=plan9 GOARCH=amd64 go build 
И собрал проект на go, который прекрасно запустился на 9front! Отлично, получается Plan9 не выкинут из современного go и это радует! Можно просто кросс-компилировать нужный софт.

# Доступ по drawterm

Обычно, я заливаю данные на eeepc через exportfs или по sshfs. Но иногда хочется зайти на машинку удалённо. Для этого в ArchLinux я поставил 9front-drawterm, а на 9front запускаю такой скрипт:

#!/bin/rc
auth/factotum -n
echo 'key proto=p9sk1 dom=$sysname user=glenda !password=password' >/mnt/factotum/ctl
aux/listen1 -t tcp!*!17019 /rc/bin/service/tcp17019 &

С ArchLinux:
9front-drawterm -h <ip address> -u glenda 

И получаем внешне что-то похожее на vnc. Чтобы запустить rio, наберите rio -i riostart. Перед этим можно ещё запустить webfs. Вообще, посмотрите на $home/lib/profile. Там есть ветвление между terminal/cpu. Когда вы заходите по drawterm, выполняется ветка cpu. Когда работаете на машинке в обычном режиме -- это terminal.

# Звук HDA Intel

Звук у меня завёлся, но только в наушниках. Долгое время меня это не беспокоило, но потом стало интересно. Я думал, что игра с пинами должна помочь. Но к сожалению, никакой документации я не нашёл. В исходном коде я увидел, что можно делать что-то вроде echo 'pin 26' > /dev/audioctl. Мой /dev/audiostat был таким:

bufsize   1024 buffered      0
codec 0 pin 26 inpin 18
aout 2 1d
aout 3 1d
beep 4 f00000
beep 5 f00000
aout 6 211
beep 7 f00000
ain 8 10011b ← amix 35
ain 9 10011b ← asel 34
beep 10 f00000
amix 11 20010b ← pin 24, pin 25, pin 26, pin 27, pin 29
amix 12 20010b ← aout 2, amix 11
amix 13 20010b ← aout 3, amix 11
beep 14 f00000
amix 15 20010a ← aout 2, amix 11
beep 16 f00000
beep 17 f00000
pin 18 in fix int special micin ?
beep 19 f00000
pin 20 out fix int special speaker ? eapd ← amix 12, amix 13
beep 21 f00000
beep 22 f00000
pin 23 out nothing ext rear speaker black ← amix 15
pin 24 inout nothing ext rear speaker black ← amix 13
pin 25 in nothing ext rear speaker black
pin 26 inout jack ext rear hpout green ← amix 12, amix 13
pin 27 inout nothing ext rear speaker black ← amix 12, amix 13
beep 28 f00000
pin 29 in nothing ext N/A lineout purple
pin 30 out nothing ext rear speaker black ← aout 6
beep 31 f00000
beep 32 f00040
pin 33 out nothing ext rear speaker black ← amix 12, amix 13
asel 34 30010b ← pin 24, pin 25, pin 26, pin 27, pin 29, amix 11, pin 18
amix 35 20010b ← pin 24, pin 25, pin 26, pin 27, pin 29, amix 11
outpath aout 2 → amix 12 → pin 26
outamp aout 2
inpath pin 18 → asel 34 → ain 9
inamp ain 9

Я прошёлся по всем пинам, делая echo 'pin номер' > /dev/audioctl -- звука нет. Ну и я решил, что не судьба. Потом, случайно, натолкнулся на: https://pspodcasting.net/dan/blog/2019/plan9_desktop.html

И там обнаружил, что доступна ещё одна запись: 'pin номер,номер,номер,...'. Больше никаких подробностей не было. Я снова заглянул в код, поэкспериментирвал и понял, что последовательность pin - это путь сигнала в обратном порядке (может быть, это мои фантазии, и я просто понял всё наоборот). Конкретно в моём случае, счастливой комбинацией стало:

echo 'pin 20,15,2' > /dev/audioctl

Вы можете сами сопоставить этот "путь" с содержимым audioctl.

А вернуть вывод звука на наушники проще: echo pin 26 > /dev/audioctl

В общем, наслаждаемся звуком: http://hugeping.tk/lib/uploads/9front-zuke.png

# telegram/discord

Я поднял на своей малинке bitlbee сервер. Собрал telegram-tdlib. В итоге, получилось из irc чатиться по работе в telegram. А также зависать в discord. Конечно, есть нюансы, но главное - работает! Детали описывать не буду, скучная рутина.

Зато интересный нюанс, отсутствие "нормального" браузера заставляет находить решения, которые часто оказываются более эффективными. Например, из irc клиента я хотел закачивать скриншоты и публиковать их в telegram чате. Сначала я использовал sshfs на малинку, а потом написал такой скрипт:

#!/bin/rc
if(~ $#* 0)
        file=/fd/0
if not
        file=$1

hpost -m / -u http://curldu.mp 'File@'^$file

Заливаем файл на http://curldu.mp и просто копируем ссылку в чат. Это даже проще, чем telega в emacs. :)

"Из коробки" в 9front также имеется скрипт webpaste, которая заливает текст на pastebin-подобный сервис. Всё для людей!

За это время, я много пользовался mothra и привык к аскетичному интернету. И вы знаете, я не чувствую себя обделённым. :)

Кстати, в mothra нет закладок. Закладки для меня - обычный текст bookmarks.txt, в которой строка за строкой перечислены url. Я открываю файл в acme, нажимаю 2й кнопкой мыши на url и она открывается (с помощью plumber). KISS как он есть.

Ещё один забавный курьёз: бороздя интернет в mothra натолкнулся на сайт с научными новостями. Сайт мне чем-то понравился, я добавил его в bookmarks.txt. А потом, как-то находясь в Linux, открыл его в FireFox: https://nplus1.ru :) Знаете, лучше я пойду обратно в Plan9.

# Чтение epub

page не читает epub, но на самом деле, читает. :) Вы просто монтируете epub с помощью zipfs. Потом открываете xml с текстом с помощью page. Выглядит вполне прилично - логическое форматирование присутствует. А что ешё нужно?

# INSTEAD для Plan9

SDL1 на Plan9 не готов. Поэтому я просто собрал tiny варианты инстеда и метапарсера. На удивление -- вполне юзабельно и в духе минимализма Plan9.

http://hugeping.tk/lib/uploads/9front-instead-cat.png

Так что если что, добро пожаловать: https://github.com/gl00my/plan9hacks/tree/master/9instead

# Лирическое заключение

Почти каждый день после работы я с большим удовольствием запускаю свой eeepc с Plan9 и смотрю IT-новости, чатюсь с друзьями, читаю и отвечаю на почту, слушаю музыку, программирую, запускаю игры INSTEAD (в тексте) и собираюсь написать свою. Зачем?

Честно говоря, не знаю. Но я чувствую огромный терапевтический эффект. В чём тут дело? Система не напрягает, она успокаивает. Здесь всё сделано без оглядки на костыли прошлого, без оглядки на "фичи" и разбалованных пользователей. Без оглядки на требования маркетологов. Система проста и элегантна. И с точки зрения архитектуры, и с точки зрения использования. Такой вот ретро-пост-панк-юникс. Так что я точно знаю, что "работая" в этой ОС я _отдыхаю_. Замечательно, что современный браузер никогда не будет здесь! "Пошёл вон, Вавилон!"(c).

Возможно, это характерный признак нашего времени -- IT-специалисты-эскаписты, стремящиеся найди убежище от современных переусложнённых чудовищ?

Несклько дней назад мне пришлось разбираться с одной из подсистем ядра Linux. 3 или 4 дня я изучал хитрые приёмы синхронизации, в которых гонки были архитектурно предусмотрены, а равномерность нагрузки достигалась путём хитроумнейших хаков. В этом тоже есть своя "хакерская" красота. Но не могу себя обманывать, этот код у меня вызывает стресс. Код на грани возможного. Может быть, так и надо. (Я писал уже на похожую тему ii://kXDk7c9zuOEmsuY0nFZW/ ) Но облегчение, которое я испытал вечером, запустив acme... Оно было настолько реальным... :)

[>] Сложность операционных систем
std.hugeping
hugeping(ping,1) — hugeping
2020-11-19 18:41:20


В продолжение. У автора нашлась ещё интересная статья. Или даже, труд.

# Comparison of Operating System Complexity

https://pspodcasting.net/dan/blog/2020/complexity.pdf

Из прекрасного:
> The web has all the hallmarks of being put together by a bunch of teenagers withoutexperience, collaboration or a clue, and come to think of it, that is exactly how it was made. If any one really believes otherwise, I cordially invite them to read the source code of Firefox or Chromium. It willtake 20 years to do so, but hopefully wisdom will dawn long before they are finished.

Всё я не читал, только фрагменты. Но уже видно, что от души. :)

[>] Re: АРХИВ: за кадром
std.hugeping
hugeping(ping,1) — boscholeg
2020-11-20 11:11:20


Договорились! Когда/если напишу - попрошу протестировать. :)

[>] Модуль xrefs: ещё один интерфейс для INSTEAD игр
std.club
hugeping(ping,1) — All
2020-11-21 15:28:26


Играясь с INSTEAD на Plan9, я поймал себя на мысли, что играбельность простых игр в tiny-instead даже выше, чем в обычном настольном INSTEAD. И даже CYOA игры выглядят не так ужасно. Почему?

Не знаю как у других, а у меня сформирован рефлекс нажатия ссылок. Когда я вижу гипертекст, я:

- Сначала обращаю внимание на ссылки;
- Читаю текст фрагментарно и часто непоследовательно;
- Стараюсь нажать на эти ссылки раньше времени.

Поэтому то меня и тянет парсер, где текст -- это просто текст.

Так вот, в tiny-instead текст тоже выглядит текстом, а управление игрой осуществляется через ввод цифр: http://hugeping.tk/lib/uploads/9front-instead-cat.png

И тут я подумал, а может быть можно сделать что-то похожее и в обычном INSTEAD?

Оказалось, можно! Встречайте модуль xrefs.

http://hugeping.tk/lib/uploads/xrefs.png

Модуль уже в репозитории: https://github.com/instead-hub/stead3-modules

Как пользоваться?

1) В начало вашей игры добавьте loadmod 'xrefs'
2) Вы можете пользоваться мышкой, или клавиатурой, нажимая на клавиши для выбора ссылки. Для режима "использовать" нажимайте shift, затем две клавиши по очереди, которые соответствуют предметам.

Вот такая штука для для любителей минимализма. Надеюсь, вам понравится и модуль вам пригодится.

[>] Модуль extlibs: частичка метапарсера для классики
std.club
hugeping(ping,1) — All
2020-11-22 08:54:37


Привет!

Давно уже хотел портировать часть функций метапарсера в классику. Сегодня я это сделал: https://github.com/instead-hub/stead3-modules/tree/master/extlib

Что есть? Словарь. Таким образом, можно делать стандартные реакции в зависимости от типа объекта. На данный момент поддерживаются:

- генерация описаний предметов, если у них не задан dsc (или dsc вернул false);
- supporter;
- container;
- transparent;
- concealed;
- openable;
- switchable;
- item (вещь можно брать и класть);
- дополнительные обработчики у obj: onact, onuse, oninv - которые вызываются перед стандартными.

Демонстрация:

loadmod 'extlib-ru'

obj {
	-"винтовка";
	nam = "винтовка";
	onuse = function(s, w)
		if w ^ 'ваза' then
			p [[Бах!]];
			remove(w)
			return
		end
		return false
	end;
}:attr 'item'

obj {
	-"телевизор";
	nam = "телевизор";
}:attr 'switchable';

obj {
	-"стол";
	nam = "стол";
}:attr 'supporter': with { 'винтовка', 'ваза', 'коробка', 'телевизор' }

obj {
	-"коробка";
	nam = "коробка";
}:attr 'openable,container';

obj {
	-"ваза";
	nam = "ваза";
}:attr 'container,item':with 'цветок'

obj {
	-"цветок";
	nam = "цветок";
}:attr 'item';

room {
	nam = 'main';
	title = "extlib demo";
	obj = { 'стол' };
}

Для сообщений стандартной библиотеки применяется такой-же язык шаблонов как и у метапарсера:

--"видеть"
ex.msg.EXAM = "{#Me} не {#word/видеть,#me,нст} {#vo/{#first/пр}} ничего необычного.";

В общем, как и всегда, надеюсь, что это кому-то понадобится на практике.

P.S. Конечно, модуль будет дорабатываться. Stay tuned!

extlib.png

[>] Официальный и неофициальный чаты INSTEAD
std.club
hugeping(ping,1) — All
2020-11-22 20:11:06


Неофициальный Telegram чат INSTEAD https://t.me/insteadtalk стал большим и флеймообразующим. Новичкам там часто становится страшно и неуютно. Поэтому я создал модерируемый официальный чат.

https://t.me/insteadchat

Этот чат будет жёстко модерироваться. Оскорбления/грубость/сильный оффтоп -- запрещены.

[>] Re: Модуль xrefs: ещё один интерфейс для INSTEAD игр
std.club
hugeping(ping,1) — vvs
2020-11-24 06:45:05


vvs> Ну не знаю. Меня эти торчащие во все стороны индексы отвлекают еще больше, чем малозаметные гиперссылки.

Нужно искать компромисс. На самом деле, делать игры с ссылками, которые выделены в тексте цветом, мне не хочется. Остаются:
- парсер;
- невидимые ссылки (как в Вахте);
- xrefs;
- не писать уже. ;)

Я надеюсь, пока ещё, что xrefs приемлемый компромисс. Часть игроков, наверное, будет недовольна. Но какая часть, это вопрос....

[>] Re: Модуль xrefs: ещё один интерфейс для INSTEAD игр
std.club
hugeping(ping,1) — vvs
2020-11-24 06:52:14


vvs>Разве что сделать так, чтобы они были видны только пока удерживаешь шифт.
Думаю, будет раздражать определённую часть ещё больше. А так- замена визуализации просто. На самом деле, надо смотреть по играм. Испытывать.

[>] Re: Модуль xrefs: ещё один интерфейс для INSTEAD игр
std.club
hugeping(ping,1) — vvs
2020-11-24 18:00:56


vvs> Если сделать их видимыми только пока держишь шифт, то они все будут вообще незаметными.
vvs> Не знаю, кого это может раздражать, да еще имея полный выбор.

Я понял, что обсуждение меня деморализует. Такое разное понятие о прекрасном, приводит к творческому тупику. Интерактивный текст, который меняет свой вид при нажатии клавиши -- это уход ещё дальше от той цели, к которой я хочу двигаться. Так что я думаю, я сделаю так как нравится мне, а другие авторы смогут адаптировать модуль для своих нужд или не использовать его.

[>] Re: О творчестве (цитаты)
std.hugeping
hugeping(ping,1) — hugeping
2020-11-26 16:30:31


Только что по ТВ посмотрел: "Книги моей судьбы" 4-часть.

https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/59926/episode_id/1246261/video_id/1413171/

Начиная с 10:30

> ... Если я в молодости, когда начинал заниматься этим ремеслом, я думал -- я буду писать так, как никто не пишет... И вот это стало тоже уходить. Я понял, что перо это рука души, как говорит Дон Кихот. Что только свободное излияние без умысла, вот такой вот специфической обработки слова и эксперимента обработки слова, может донести до людей простые истины. И самого тебя образовать...

[>] Интересная беседа с Владиславом Крапивиным
std.hugeping
hugeping(ping,1) — hugeping
2020-12-03 09:32:02


Прочитал с огромным интересом.

https://www.pravmir.ru/doroga-negasnushhey-nadezhdyi-pisatel-vladislav-krapivin-i-svyashhennik-dimitriy-struev/


> – А в чем тут метод от противного?

> – Ну вот, допустим, я атеист. Я считаю, что Творца нет, не было, нет, и все это выдумано, тогда ОТКУДА все взялось, и как объясняется существование всего? Потому что, чтобы что-то существовало, оно, помимо всего прочего, должно еще кем-то восприниматься. Если мир никто не воспринимает, никто его не видит, не чувствует, не ощущает, он – что есть, что нет. Его нет практически. Чтобы он возник, его должен кто-то придумать, кто-то должен его воспринимать, а кто, кроме Творца, изначально сможет это сделать?

[>] Re: Интересная беседа с Владиславом Крапивиным
std.hugeping
hugeping(ping,1) — vvs
2020-12-03 11:39:42


Тут я привёл ссылку на беседу, которая мне очень понравилась. Цитата - часть текста, просто как пример того, что там бывает. Но, похоже, всю статью ты не читал.

> С другой стороны, к чему тогда придавать своему мнению вид логического рассуждения "от противного"?

Тут такое дело, что за простыми вещами может скрываться нечто более фундаментальное, чем кажется на первый взгляд. Например, что такое "существует"? Пытаясь формализовать этот термин, я бы сказал, что это - взаимодействовать. Существование - это взаимодействие. Но как взаимодействовать? Материализм, такая хрупкая штука... Почитай про волновую функцию, или там теорию струн... Может быть, представлять, думать - это тоже взаимодействие? Это, на самом деле, снова приводит к вечному спору идеалистов vs материалистов. Я не имею никакого желания в этот спор влезать. Но наблюдение, что _существование_ мира в целом возможно мыслить только при наличии наблюдателя - творца, это вполне себе философская мысль. Можно ещё Мартина Бубера вспомнить с его "Я и ты". Ведь философы, по большому счёту, изучают особенности собственного мышления.

Это не физика, конечно, и не математика. Но и люди как бы не только математика.

vvs> Ну побойтесь же Бога, хотя бы. Если он все создал, то и логику тоже. Нельзя же так халтурно относиться к его творениям.

А тут нет халтуры, просто очень вульгарно ты понял его высказывание. На мой взгляд. Ничего что на "ты"?

О чём-то похожем я писал здесь: ii://CVvGRZBv7ZzMIm0TFWeY

Если есть желание высказываться, лучше делать это в отдельных темах-ветках, а здесь я собираю интересные мне ссылки, потом сложно будет искать.

[>] Идеализм, материализм, мировоззренческие вопросы [обсуждение]
std.hugeping
hugeping(ping,1) — All
2020-12-03 12:31:39


Вытащил сюда часть диалога:

> Если его некому воспринимать кроме него самого, то существует ли он сам для людей? В каком тогда смысле существуют зеленые гремлины, которых я себе представил и чем это отличается от существования вселенной?

На самом деле, большой простор для рассуждений да.

1) Есть вот фигуры геометрические. Я могу представить любую фигуру. И в каком-то смысле (рассуждая как идеалист), любая фигура существует, даже если не воплощена. Она представима, она может быть построена, нарисована, смоделирована. И мой мозг устроен так, что сродственен этой сущности настолько, что способен осознавать её. Можно, конечно, перефразировать. Сказать, что существует геометрия вообще. Что человек её неизбежно нашёл. Не создал! Нашёл. А что есть геометрия?

2) Вопрос квалиа. Что есть цвет? Длина волны? А почему субъективный опыт отбрасывается? Ведь механизм его существования явно вплетён в архитектуру мироздания? См "трудная проблема сознания".

3) Есть Вселенная и Земля, на ней возможно существование жизни. Можно сказать, что человек существует даже тогда, когда его на Земле ещё не было. Потому что идеалист считает, что есть более фундаментальная реальность, которая не является хаосом. Мир таков, что в нём возможен человек. Для идеалиста, человек существует архитектурно как часть всего "проекта".

4) Существует ли формула? Тоже интересный вопрос. Особенно те, в которых хорошо отражаются наблюдаемые "законы". А что такое законы? :) Снова - взаимодействие.

5) Как воспринимать вероятность единичного события? Есть разные трактовки, интересные.

6) Недавно только узнал про эксперимент Аспекта. Оказывается, Копенгагенская интерпретация, можно сказать, подтверждена экспериментально. Это для меня удивительно, и снова пограничные вопросы о "реальности".

Так что и с гремлинами, не так уж просто, на самом деле. Многогранный вопрос. Понятно, что мировоззренческий вопрос не решит физика/логика/математика. И многие люди, вообще-то говоря, не являются учёными. Но в процессе этого поиска, играет роль весь личный опыт, чувства, знания. Например, для меня одной из триггерных мыслей было осознание наличия "асимметрии" в наблюдаемом мире. И тогда я почувствовал, что моя архитектура - это не "инь и янь", не вечный баланс добра и зла (или отсутствие обоих). А Бог - если Он есть -- не безликий абсолют. Есть вектор. Это меня потрясло, потому что я понял, что эта мысль верная (принимается моей сутью где-то очень глубоко).

Я прекрасно понимаю, что можно возразить мне. И я сам себе постоянно это делаю. Тем самым, как бы проверяя свои границы. Кто я такой? Как я устроен? А есть ли вообще фундамент? А что есть моя firmware? А можно ли доверять вообще чему-то? И тем не менее, у человека есть ещё воля. Которая тоже, суть веры. В том плане, что обосновать рационально её невозможно. Так что это многогранный процесс, в него включено всё. В том числе и свободный выбор направления.

Просто у каждого человека поиск может по-разному протекать, с разными "триггерами". И я не вижу причин иронизировать над чужим путём (все эти примеры с чебурашками и сравнение этих идей с идеей Бога, которые, очевидно, очень разные).

P.S.
Я в детстве тоже говорил бабушке, что в космосе не нашли Бога. А потом, вот как всё получилось.

P.P.S.
Вообще, я за диалог, но только если он не выходит за рамки вежливости.

P.S. Edited: 2020-12-03 12:56:10

[>] Re: Интересная беседа с Владиславом Крапивиным
std.hugeping
hugeping(ping,1) — Andrew Lobanov
2020-12-03 12:32:45


Если что, продолжать лучше здесь: ii://8ggsyyMFCBULz2Ay22W4

[>] Re: Идеализм, материализм, мировоззренческие вопросы [обсуждение]
std.hugeping
hugeping(ping,1) — vvs
2020-12-03 13:33:42


vvs> Тогда если можно, то лучше перенести все ответы сюда, а то они теперь разбросаны по трем разным темам.

Это не так просто сделать. Так что оставлю как есть.

vvs> А корявые рассуждения кого хочешь оттолкнут.

Нет, не кого хочешь. Меня не оттолкнули, а снова пробудили мысли о том, что такое "существовать".

vvs> Чему он научит такой неграмотной логикой? Ну и учил бы словом, в чем он должен разбираться хотя бы.

Мне неприятно слышать такие слова о хорошем писателе (и кмк на пустом месте). Который, к тому же, не так давно умер. Давай закончим? Выглядит как переход на личность.

vvs> Вера - это неотъемлемая сущность человеческого сознания. Любое доказательство на ней же основано, только по строгим правилам, а не субъективно.

Тут я не понимаю о чём речь, поэтому не берусь что-либо комментировать. Не понимаю, что за доказательства и правила. Думаю, ты скорее о философии.

vvs> непознаваемое в виде того же Творца или совершенно иного мира. Просто изнутри системы мы не можем даже зафиксировать их.

Опыт субъективен, да. Но это не значит, что "не можем". Чудеса случаются, для тех, кто в них верит. Но факт личного чуда недоказуем.

С другой стороны, в науках тоже можно искать намёки. Только интерпретировать будешь по разному.

Я по прежнему считаю, что первичней, всё-таки, выбор. Знания и логика - не мешают. Они всегда помогают, но помогают в том пути, что ты внутренне выбрал. Даже не выбирая его внешне, думаю, он состоялся.

vvs> Только я допускаю немалую вероятность того, что для наших мозгов даже замкнутая вселенная может оказаться непознаваемой. И все чаще склоняюсь именно к этому.

Мне кажется, что атеисту эта мысль должна казаться очень естественной. И в таком случае, сама познаваемость мира, тоже хитрая штука. :)

[>] Re: Идеализм, материализм, мировоззренческие вопросы [обсуждение]
std.hugeping
hugeping(ping,1) — vvs
2020-12-03 13:48:07


vvs> Нет - это о логике и математике. Аксиомы и правила вывода - основа формальной системы. А верим мы в них, поскольку принимаем как данность, выбор которой основан на эмпирическом опыте.

Ну да. Другими словами, таков механизм нашего мышления. Причина, следствие. Время. Потому-то и выносит мозг та же квантовая механика.

[>] Re: Идеализм, материализм, мировоззренческие вопросы [обсуждение]
std.hugeping
hugeping(ping,1) — vvs
2020-12-03 16:48:15


vvs> Ну, не знаю насколько это удачный пример. Причинно-следственная связь - это все-таки достаточно неочевидная вещь, согласно ТО. Она зависит от системы отсчета и скорости света.

Я про мышление говорил. ТО, всё-таки, не про законы мышления и в нашем непосредственном опыте не открывается. Мы же не умеем думать сразу с разным направлением времени, или там с нарушением причинности. (Хотя, может быть интуиция - это оно?)

Я думаю, что сама логика (и математика), даже вот твой пример: ¬(a∧¬a), уже содержат и время, и причину и следствие. Вся эта логика - разворачивается во времени и причинна по сути. Ну а как иначе? Мы так думаем, таков наш инструмент. Для любого епсилон > 0 существует такая ... и погнали. Тут тебе и существует, и одновременность и следствие.

А как могло бы быть иначе? Можно только фантазировать, например, попробовать представить, что текущий момент определяет не только будущее, но и прошлое. Что прошлое, так же относительно, как и будущее. И у нас сразу появляются рекурсии.

[>] Re: Идеализм, материализм, мировоззренческие вопросы [обсуждение]
std.hugeping
hugeping(ping,1) — vvs
2020-12-03 17:29:09


Я тут несколько раз перечитал последний твой ответ и решил, что мы с тобой говорим о разном. Те ты возражаешь, но не на то, что я писал-думал. Я было начал отвечать, но понял что отвечаю уже не на то, с чего начал. :)

Видимо, это судьба большинства подобных разговоров. Так что, наверное я пока на паузе.

[>] Re: Идеализм, материализм, мировоззренческие вопросы [обсуждение]
std.hugeping
hugeping(ping,1) — Andrew Lobanov
2020-12-04 09:10:30


AL> Для меня загадка как отсутствие какой-либо системы и полный рандом в рассуждениях могут не отталкивать.

Ок, в таком ключе мне добавить нечего. Могу только ещё раз сказать, что мне понятно то, о чём он говорит. Можно записать и меня к людям, неумеющим в логику, я не против. Луче я буду с Крапивиным.

AL> Я не знаю что считается личным чудом. Моё чудо в том, что я выжил в 16 лет. Вероятность такого была очень мала. Но всё таки она была. Считается ли это чудом?

На этот вопрос, как ты и сам понимаешь, ответить можешь только ты сам. Ты намекаешь на то, что это не чудо, наверное? Ну, ты выбрал систему координат в которой им нет места.

AL> Мне интересно ищет ли кто-либо намёки, кто не подвержен экзистенциальному кризису :)

Среди моих знакомых есть разные люди. Процентное соотношение точно не берусь описать. Правда, мне кажется, что люди в целом мало думают. Особенно, под гнётом бытовых проблем. Но судя по мировой литературе, всё протекает похоже.

AL> Вопрос в том есть ли выбор как явление. То есть наличие свободы воли не доказано. Хотя, если были какие-либо исследования и есть что почитать, хотя бы препринты, то было бы классно :)

Свободу воли и не доказать, потому что как только ты её доказал, она перестала быть свободой воли. Вообще, сингулярности в физике это "нормально". Иначе бы была теория всего. Насчёт свободы воли, думаю, можно говорить об отстутствии детерменизма. Прочитай про Копенгагенскую интерпретацию + эксперимент Аспекта.

Но я по прежнему считаю, что в твоём случае первичней выбор. Тебя устраивает отсутствие свободы воли.

AL> Как вера в отсутствие творца взаимосвязана с верой в непознаваемость вселенной? Я что-то запутался.

Я писал об этом тут ii://CVvGRZBv7ZzMIm0TFWeY подробнее вряд-ли смогу развернуть.

[>] Re: Идеализм, материализм, мировоззренческие вопросы [обсуждение]
std.hugeping
hugeping(ping,1) — Andrew Lobanov
2020-12-04 10:52:24


AL> Про Копенгагенскую интерпретацию читал, но надо освежить в памяти, потому что всё забыл уже. А вот про эксперимент Аспекта надо почитать так как впервые встретил упоминание только в этой беседе. За что и люблю подобные беседы с твоим участием, так это за то, что неизменно находится нечто новое почитать :)

Я прочитал про него в книге "Ткань космоса пространство время и текстура реальности". В википедии эксперимент описан как опыт Аспе.

В книге эксперимент описан образно и "на пальцах", в википедии -- надо вникать больше.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9